СПБ ГАСО

Создан в 1967 году

История коллектива СПБ ГАСО

Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр (СПб ГАСО) – один из лучших симфонических коллективов Санкт-Петербурга и России, в сезоне 2021/22 отметивший свое 55-летие. В историю коллектива вписаны многие бесценные страницы: великолепные концерты, яркие премьеры, выступления с лучшими артистами современности, участие в крупных фестивалях.

Оркестр был создан в 1967 году под эгидой Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии и сделал первые шаги под руководством Георгия Благодатова – дирижера, ученого и куратора знаменитой коллекции музыкальных инструментов, основанной бароном К. Штакельбергом. С момента основания и до 1985 года он назывался «Оркестр старинной и современной музыки» – это уникальное название определялось его беспрецедентной репертуарной политикой. Наряду с редко звучащими сочинениями эпохи барокко и классицизма коллектив исполнял музыку современных авторов: Шёнберга, Мессиана, Шостаковича, Прокофьева. Каждое выступление оркестра, всего за несколько лет завоевавшего единодушное признание публики и критики, становилось подлинным событием. С коллективом в те годы работали выдающиеся дирижеры Николай Рабинович и Карл Элиасберг, в тот же период началось сотрудничество с известнейшими музыкантами, в числе которых Юрий Темирканов, Марис Янсонс, Святослав Рихтер, Наталия Гутман, Елена Образцова, Григорий Соколов и многие другие.

Следующий этап в истории оркестра связан с именем дирижера Эдуарда Серова, возглавлявшего коллектив более 10 лет. Под его руководством Оркестр старинной и современной музыки гастролировал по городам Советского Союза и за рубежом, записал десятки пластинок для Всесоюзной фирмы грамзаписи «Мелодия», участвовал в престижных фестивалях и был признан третьим – после двух знаменитых филармонических коллективов – симфоническим оркестром Ленинграда.

В 1985 году малый состав оркестра разрастается до полного симфонического, коллектив получает статус государственного и новое название: Ленинградский государственный оркестр. С 1985-го по 2004 год главным дирижером был Равиль Мартынов. Под его руководством в начале 1990-х годов начинается активная гастрольная деятельность, оркестр с успехом совершает туры в Китай, Японию, Германию, Австрию, Мексику, Испанию, Финляндию, Норвегию, Швецию, Францию и Бельгию. C 1988 года оркестр начинает выступать в Зеркальном зале Дворца Белосельских-Белозерских и вскоре возвращает залу статус одной из лучших концертных площадок города. В 1996 году за высочайший профессионализм, плодотворную творческую и просветительскую деятельность оркестр получил почетное звание «Академического», которое присваивается в России лишь избранным музыкальным коллективам. С того же времени коллектив известен под нынешним названием: Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр. После смерти Р. Мартынова в 2004–2007 годах оркестр возглавлял его ученик Василий Петренко.

В 2007–2013 годах и с 2017 года по настоящее время художественным руководителем и главным дирижером оркестра является выдающийся дирижер и педагог Александр Титов. Бесспорный авторитет в области симфонической классики и особенно – музыки ХХ века, Александр Титов открыл петербургским слушателям огромный пласт новых произведений, многие из которых стали настоящими творческими открытиями.

Концерты Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра

Приглашем на концерты нашего симфонического оркестра 

В числе событий последних лет – выступления в Москве и других городах России, в странах Балтии, в Финляндии и Норвегии, в Корее и Японии, в США и Южной Америке, участие в крупных фестивалях. В 2017 году оркестр стал резидентным оркестром фестиваля Musica Romantica в Швейцарии, в 2019-м выступал с Театром балета имени Л. Якобсона на в Grand Théâtre de Genève, в сезоне 2022/2023 участвовал в фестивалях, посвященных юбилеям С. Рахманинова (Великий Новгород) и И. Шварца (пос. Сиверский). В 2018 году диск «Свиридов: Отчалившая Русь», записанный на фирме Delos Д. Хворостовским и Санкт-Петербургским государственным академическим симфоническим оркестром под управлением К. Орбеляна, был номинирован на премию Grammy.

Список творческих партнеров коллектива включает имена таких музыкантов, как Б. Березовский, Ю. Башмет, В. Репин, А. Нетребко, М. Гантварг, А. Князев, О. Вайнштейн, И. Иофф, И. Папоян, Ф. Амосов, Н. Мажара, П. Райкерус, А. Кашпурин, А. Изотов, О. Петрова, А. Маслов.

СПб ГАСО проводит более 70 концертов в год. Абонементные симфонические циклы, проходящие на домашней площадке оркестра во Дворце Белосельских-Белозерских, пользуются популярностью у петербуржцев всех возрастов.

Многолетнее сотрудничество связывает СПб ГАСО с Санкт-Петербургским Домом музыки (в проекте «Молодые исполнители России») и c Филармоническим обществом Санкт-Петербурга, совместно с которым в 2023 году были исполнены циклы «Все фортепианные концерты С.В. Рахманинова» и «Фортепианные концерты отечественных композиторов 40х–80-х годов XX века».

Одним из самых важных и долговременных проектов оркестра стала серия записей «Музыка военной поры» – грандиозный музыкальный архив произведений, созданных в годы Великой Отечественной войны. По инициативе и под руководством Александра Титова с 2008 года записаны уже 22 диска с музыкой Г. Попова, Н. Мясковского, А. Мосолова, В. Щербачёва, Д. Шостаковича, С. Прокофьева, Ю. Кочурова, Л. Половинкина и многих других композиторов. Проект получил признание профессионального музыкального сообщества и горячий отклик слушателей.

Репертуар оркестра, включающий музыку всех эпох и стилей от барокко до современности, поистине безграничен и остается своего рода «визитной карточкой» коллектива. СПб ГАСО уже более 55 лет остается в мейнстриме современного исполнительства, регулярно исполняет премьеры произведений современных авторов, с равным успехом представляет масштабные симфонические полотна и выступает чутким аккомпаниатором в ансамбле с солистами. Коллектив чтит свои традиции и при этом всегда открыт новым творческим поискам и экспериментам, неизменно подтверждая свой статус оркестра мирового уровня.